Спонсирует футбольные клубы. Чек от спонсора

Как выяснилось, в футбольном мире 21 века у команд достаточно много расходов и затрат, поэтому ни одна футбольная организация не обходится без финансовой поддержки извне этой индустрии. Таким образом, футбольные клубы стремятся подписывать наиболее выгодные контракты со спонсорами. А эти спонсоры, в свою очередь, имеют цель вкладывать деньги в наиболее популярные команды, чтобы расширить маркетинговую кампанию своей продукции, так как люди начинают ассоциировать спортивные успехи определенных команд с их спонсорами. Как было представлено ранее, существуют различные виды спонсоров футбольных клубов. Самым распространенным и дорогим (по сумме инвестиций) считается титульное спонсорство. Оно включает в себя сопровождение футбольной команды брендом, то есть логотип размещен на спортивной форме игроков, на домашнем стадионе, на тренировочной базе и т.д. Вторым видом по сумме инвестиций принято считать технического спонсора. Это достаточно обширный вид спонсорства, так как каждому футбольному клубу необходимо спортивное обмундирование. Среди наиболее известных компаний стоит отметить немецкие Adidas и Puma, американский Nike и британский Umbro. К коммерческой выручке футбольных клубов также относятся контракты с второстепенными спонсорами, каждый из которых специализируется на конкретной деятельности: авиаперевозки, автоперевозки, здравоохранение, страхование, питание и т.д.

Кроме этого компании используют различные маркетинговые стратегии при инвестировании в футбольную индустрию. Так, например, бренды могут становиться официальными спонсорами чемпионатов, получая сильную ассоциацию с видом спорта или страной, спортивных клубов, получая более сильную взаимосвязь с болельщиками, но увеличивая риски при поражениях команды, или отдельных игроков, увеличивая взаимосвязь с болельщиками и сталкиваясь с рисками личного поведения спортсмена. Тем не менее, существуют компании, диверсифицирующие свою маркетинговую политику в сфере спорта. Мировая авиакомпания «Emirates Airlines», базирующаяся в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты), является титульным спонсором управляющей организации (Азиатская конфедерация футбола, АФК), чемпионатов (Чемпионат мира по футболу 2010 в ЮАР, Чемпионат мира по футболу 2014 в Бразилии, предсезонный Кубок Эмирейтс), а также крупных футбольных клубов из основных европейских чемпионатов («Реал Мадрид» Испания, «Арсенал» Англия, «Милан» Италия, «Бенфика» Португалия, «Пари Сен-Жермен» Франция, «Гамбург» Германия и «Олимпиакос» Греция).

Общая сумма выручки в сезоне 2013/2014 годов (млн евро):

  • · Реал Мадрид (Испания) 549.5
  • · Манчестер Юнайтед (Англия) 518.0
  • · Бавария Мюнхен (Германия) 487.5
  • · Барселона (Испания) 484.6
  • · Пари Сен-Жермен (Франция) 474.2
  • · Манчестер Сити (Англия) 414.4
  • · Челси (Англия) 387.9
  • · Арсенал (Англия) 359.3
  • · Ливерпуль (Англия) 305.9
  • · Ювентус (Италия) 279.4
  • · Боруссия Дортмунд (Германия) 261.5
  • · Милан (Италия) 249.7
  • · Тоттенхэм Хотспур (Англия) 215.8
  • · Шальке 04 (Германия) 213.9
  • · Атлетико Мадрид (Испания) 169.9
  • · Наполи (Италия) 164.8
  • · Интер (Италия) 164.0
  • · Галатасарай (Турция) 161.9
  • · Ньюкасл Юнайтед (Англия) 155.1
  • · Эвертон (Англия) 144.1

В современной футбольной индустрии практически не существует профессиональных команд, у которых нет титульного спонсора, чей логотип красуется на форме игроков. Хоть сейчас это сложно представить, но это явление далеко не всегда присутствовало в футболе. Около 50 лет назад ни один футбольный клуб не имел никаких контрактов со спонсорами и уж тем более их логотипы не помещались на спортивной форме. Только в 70-ые годы 20 века начинается тенденция рекламы собственной компании через спорт, в частности через футбол. Первопроходцем считается немецкий (западногерманский) профессиональный клуб «Айнтрахт» из города Брауншвейг (Нижняя Саксония, Северная Германия). Представители команды заключили контракт с местным производителем - компанией, выпускающей знаменитый крепкий ликер «Ягермайстер» («Егермейстер»). Таким образом, можно считать, что первой эмблемой спонсора в футбольном мире стали «оленьи рога» (символ напитка).

Спустя пару лет этот способ увеличения дохода, а для кого-то способ рекламы переняли другие футбольные клубы. В Высшей лиги Соединенного королевства (чемпионат Англии), самом популярном и прогрессирующем турнире того времени, первым профессиональным клубом, на чьей форме был размещен логотип спонсора, стал «Ливерпуль» из одноименного города (Мерсисайд, северо-запад Англии). В 1979 году футболисты этой команды выходили на поле в футболках с изображением японской финансово-промышленной группы «Hitachi Ltd.».

Среди интересных факторов о спонсорстве в футболе стоит выделить самые долгие спонсорские договоры. Своеобразными «долгожителями» в этой индустрии считаются японская электронная компания “JVC”, пробывшая титульным спонсором футбольного клуба «Арсенал» из Лондона на протяжении 19 лет (1981-2000), а также крупнейший банк Нидерландов «ABN AMRO», вкладывающий деньги в амстердамский «Аякс» 17 лет (1991-2008). Также стоит упомянуть о футбольном клубе «Барселона» из одноименного каталонского города. Вплоть до 2011 года, эта команда считалась единственным грандом мирового футбола, у которого не было титульного спонсора. Для многих болельщиков это был повод для гордости. Но в связи с постоянным увеличением затрат руководству пришлось подписать спонсорский контракт с катарской организацией «Qatar Foundation», который приносит им Ј 25 миллионов ежегодно. Интересный случай произошел в лиге Шотландии, где главным матчем (дерби) считалось противостояние двух команд из города Глазго: «Селтик» против «Рейнджерс». В чемпионате 2011/2012 года эти клубы носили логотип одного и того же спонсора: пивоваренной компании «Carling».

По мимо этого, стоит отметить наличие титульного спонсора у двух крупных европейских футбольных чемпионатов: Англии и Италии. Так, Английская «Премьер-лига» сотрудничает с великобританским банком «Barclays plc», начиная с 2004 года и получая Ј 27.4 миллионов за год. Итальянский мобильный оператор «Telecom Italia Mobile» является официальным спонсором итальянской «Серия А» с 1998 года, выплачивая € 15.8 миллионов ежегодно.

Список самых дорогих контрактов с титульными спонсорами (сумма выплат в год):

  • · Манчестер Юнайтед и “General Motors” (Ј 30 миллионов)
  • · Барселона и “Qatar Foundation” (Ј 25 миллионов)
  • · Бавария Мюнхен и “Deutche Telekom” (Ј 23.6 миллионов)
  • · Ливерпуль и “Standard Chartered” (Ј 20 миллионов)
  • · Манчестер Сити и “Etihad Airways” (Ј 20 миллионов)
  • · Сандерленд и “Invest in Africa” (Ј 20 миллионов)
  • · Реал Мадрид и “Bwin” (Ј 16.8 миллионов)
  • · Челси и “Samsung” (Ј 13.8 миллионов)
  • · Тоттенхэм Хотспур и “Autonomy & Investec” (Ј 10 миллионов)
  • · Милан и “Emirates” (Ј 10 миллионов)
  • · Ньюкасл Юнайтед и “Virgin Money” (Ј 10 миллионов)

Таким образом, можно сделать выводы о том, что спонсорство в футболе стремительно развивается, увеличивая вложения. Уже практически отсутствуют команды даже в региональных лигах, которые бы не имели на своих футболках логотип спонсора. Следовательно, так как компании не стремятся заниматься меценатством в данной сфере, подобные сотрудничества приносят доходы, как клубам (в виде инвестиций), так и самим компаниям (в виде рекламы и будущих финансовых потоков).

В современном футболе у каждого футбольного клуба есть свои спонсоры, которые красуются на форме у футболистов во время матчей. В этой статье о титульных спонсорах популярных команд.

Титульные спонсоры футбольных клубов

Сегодня одним из самых популярных клубов мира считается Барселона . Каталонцы длительное время выступали без титульного спонсора на футболках, чем очень гордились. Но, видимо, масштабные траты заставили руководство команды изменить точку зрения. Теперь спереди на барселонской форме красуется надпись Qatar Airways . За право появиться на футболках каталонского клуба компания из Катара перечислила в казну команды 65 миллионов евро за один сезон.

Манчестер Юнайтед еще в 2012 году подписал контракт с компанией General Motors. Американский производитель автомобилей ежегодно перечисляет на счет клуба примерно по 80 миллионов долларов за то, что футболисты команды носят на своих футболках логотип Chevrolet .

Реал Мадрид , основной соперник Барселоны в Испании, так же, как и каталонцы, заключил контракт с арабским авиаперевозчиком. Начиная с 2013 года на футболках «сливочных» размещается надпись Fly Emirates. Контракт рассчитан до 2018 года.

Несмотря на то, что в течение практически 15 лет на футболках команды менялись логотипы, главный клуб Бундеслиги мюнхенская Бавария с 2002 года поддерживает доверительные отношения с компанией Deutsche Telekom AG . За право разместить свое название последняя ежегодно перечисляет 30 миллионов евро.

Компания Fly Emirates не ограничивает себя только мадридским Реалом. Арабская компания имеет два контракта, заключенные с лондонским Арсеналом и Миланом . Причем в первом случае речь идет еще и о стадионе. Арсенал выступает на арене, носящей название Fly Emirates. Британцам и итальянцам авиакомпания перечисляет 30 миллионов евро за сезон. Правда, с Миланом дела обстоят не так гладко: Emirates может пересмотреть условия контракта.

Другой клуб из Лондона, Челси , с прошлого года подписал контракт с японской компанией Yokohama . Производитель шин обязуется каждый сезон перечислять в казну команды до 40 миллионов евро.

Ювентус также в прошлом году заключил спонсорский контракт с компанией Jeep . К слову, и туринский клуб, и автоконцерн принадлежат семье Аньелли (в случае с автопроизводителем через компанию Fiat). Jeep обязался в течение трех лет перечислять по 35 миллионов евро за сезон.

Последним клубом в этом списке станет Ливерпуль . Команда из одноименного города в течение многих лет выступала с логотипом Carlsberg, но с 2010 года титульным спонсором стала компания Standard Chartered . Заключенная сделка стала самой дорогостоящей в истории Ливерпуля.

Вот так выглядит таблица титульных спонсоров популярных футбольных клубов. И суммы их отчислений клубу.

Кто из клубов получает больше всего денег за спонсорские контракты? Вы подумаете это команды, за которые выступают Роналдо и Месси? А вот и нет. Первая пятерка – это сплошь английские клубы, как оплоты капитализма. А спонсоры у них совсем не из Англии, Ливерпуль – исключение.

Давайте сразу проясним ситуацию, речь сегодня пойдет о shirt sponsorship, то есть о тех эмблемах, которые мы все видим на футболках футболистов. Такие компании, как Adidas и Nike относятся к kit sponsorship, а именно спонсорам футбольной формы. Но о них в следующей статье.

Итак, самый большой спонсорский контракт получил самый богатый клуб в этой вселенной, а именно, Манчестер Юнайтед . Манкунианцы заключили контракт с американским гигантом General Motors и теперь Погба и Ибрагимович бегают с огромной эмблемой Шевроле. За это удовольствие американцы платят 49 млн. фунтов стерлингов в год (60,3 млн. евро), что на пересчет на наши родные рубли составляет почти 4,5 миллиарда рублей. То, что спонсором МЮ стала американская компания, совершенно неслучайно. Вспомним, что владельцами клуба является американская семья Глейзеров, которая и занимается активным привлечением партнёров из западного полушария (одним из предыдущих спонсоров была американская страхования компания AIG). Кстати, сделка предполагает, что футболисты обязаны ездить на работу, т.е. на тренировки только на автомобилях Шевроле, которые им любезно на безвозмездной основе предоставила компания. Руни и компания получили Шевроле Корвет и Камаро, но несмотря на это, в английской прессе активно обсуждалось нежелание футболистов пересесть на эти авто вместо излюбленных Порше и Бентли.

На фото ниже, Де Хеа везет Хуан Мата на треню:

photo: Nigel Bennett

Второй по прибыльности контракт в кармане у Челси и Манчестер Сити . Лондонцы получают ежегодно 40 млн. фунтов стерлингов (49 млн. евро) от японской Yokohama Tyres за возможность написать Chelsea FC на своих шинах. Но японцы этого еще не сделали, так как шины с гравировкой бренда я, так и не нашла в интернете, есть только макет как они должны выглядеть.

А вот в Манчестер Сити спонсоры, как и следовало ожидать, из ОАЭ в лице Etihad Airways. Как вы, наверняка, знаете Сити принадлежит 46-летнему Шейху Мансуру, члену правящей королевской семьи эмирата Абу-Даби. Если вам захочется поддержать любимую команду и полететь рейсами данной авиакомпании, то учтите, что из Москвы до Абу-Даби в эконом – классе билет будет стоить около в 21 тысяч рублей в одну сторону, бизнес – класс Flex обойдется чуть больше и составит 100 тысяч рублей (за это Вам предоставят персонального шофера). Рейса Москва – Манчестер, к сожалению, нет). Ну а для искушенных у Etihad Airways есть совершенно космический супер-мега класс - The Residence, где вы будете пить шаманское из бокалов от Vera Wang, есть изысканную кухню из фарфоровой посуды Bernardaud и спать на двуспальной кровати, застеленной итальянской пастелью Pratezi of Firenze. Из Москвы такие рейсы не летают, но вот из Лондона, пожалуйста: Лондон – Абу-Даби на 30 мая 2017 года стоит 600 тысяч рублей. Да, и, конечно, это в одну сторону.

Кто у нас остался из английских клубов? Ливерпуль и Арсенал . Мерсисайдцев поддерживает Standard Chartered, один из старейших английских банков, чья прибыль до налогообложения в прошлом году составила 1,1 млрд. долларов. Поэтому эти ребята могут ежегодно отчислять в копилку Ливерпуля 30 млн. фунтов стерлингов.

Наконец мы добрались до Арсенала и Emirates. Знаменитая авиакомпания поддерживает огромное количество футбольных клубов, но наибольший кусок достался лондонцам - 30 млн. фунтов стерлингов ежегодно.

Наконец, закончим с английскими клубами – толстосумами и переберемся в Испанию. Здесь, да и в остальной Европе, спонсорский ценник приблизительно раза в два ниже, чем на Туманном Альбионе. Наибольший спонсорский контракт получила Барселона от Qatar Airways (35 млн. евро ежегодно). Кстати, Барселона была знаменита тем, что до сотрудничества с катарцами, никогда не писала на своих футболках никаких наименований коммерческих компаний. Если закрыть глаза и представить допустим Роналдиньо в форме Барсы, то все вспоминают логотип ЮНИСЕФ, который был на футболках каталонцев на протяжении более 10 лет. Кстати, в отличии от всех других клубов, Барселона сама перечисляла средства в ЮНИСЕФ в размере 1,5 млн. евро ежегодно, чтобы иметь право выходить в форме с эмблемой международной организации. Руководство каталонцев подверглось критике в прессе за проведенную смену. Но в оправдание Барсы, можно сказать, что они оставили логотип ЮНИСЕФ и теперь если вы вспомните Месси и el clasico, то увидите надпись:

Перейдем к «любимым друзьям» каталонцев – мадридскому Реалу . Королевский клуб спонсирует авиакомпания Emirates и тратит на сливочных 30 млн. евро в год. До этого на протяжении многих лет на футболках галактикос красовалось название букмекерской компании bwin и немецкой компании Siemens.

Мюнхенская Бавария получает от немецкого мобильного оператора Deutsche Telekom – 30 млн. евро в год. Мы все можем представить большую букву Т на красных футболках баварцев.

Отправимся во Францию, и здесь нас будет ждать ПСЖ и снова Emirates с ежегодным отчислением в размере 25 млн. евро в год. Довольно интересно, учитывая то, что владельцем парижского клуба является катарская компания Qatar Sports Investments, которую основал ни много ни мало сам эмир Катара Тамим бин Хамад аль Тани. А вот председателем этого фонда и заодно президентом ПСЖ является Нассер Аль Хелайфи, который хорошо знаком всем болельщикам французской команды:

photo: Marc Piasecki/Getty Images Europe

И, наконец, в конце нашего списка – Италия и, конечно, же Ювентус . У Дибала на футболке красуется огромная надпись Jeep , да-да название легендарного американского автомобиля. Казалось, что делать американцу на просторах Турина? Так вот Jeep входит в международный концерн Fiat Chrysler Automobiles. А теперь вспомним кому принадлежит Ювентус? Конечно, это знаменитая семья Аньелли и именно они владеют контролирующим пакетом Fiat Chrysler, который ежегодно перечисляет 17 млн. евро, чтобы красоваться на футболке у молодого аргентинца:

Вот я и закончила рассказ о крупнейших shirt sponsors мирового футбола в 2016 году. Всего не перескажешь, например, у Ромы нет такого спонсора и на футболке Тотти нет никакой надписи абсолютно никакой фирмы. А наш родной Газпром является спонсором не только Зенита, что естественно, но и немецкого клуба Шальке 04. Но это уже совсем другая история.

Владимир Стогниенко и Дмитрий Навоша вчера в эфире "Радио Спорт" предложили очень любопытную вещь – обсудить спонсоров команд премьер-лиги.

Итак, начнем.

«Зенит» - «Газпром»

Думаю, многие люди, даже не связанные с футболом, знают, какой у петербургского клуба спонсор. «Газпром» - самая крупнейшая и богатейшая компания России. Является газодобывающей и газораспределительной компанией, крупнейшей компания в России, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Также является мировым лидером отрасли.

Еще у «Зенита» есть спонсор – компания по производству шин «Cardiant», ее логотип красуется на сине-бело-голубых футболках сзади. Не будем забывать и о «Газпромнефти», которая является дочерней компанией «Газпрома».

ЦСКА – «Башнефть»

Московские армейцы, наряду с московским «Спартаком», являются частными клубами, принадлежат частным лицам. В случае с ЦСКА – это Евгений Гинер. Спонсором красно-синих с этого года является российская вертикально-интегрированная нефтяная компания «Башнефть». Компания ведёт добычу нефти на территории Башкирии, Татарстана, Оренбургской области из месторождений Урало-Поволжской нефтегазоносной провинции (всего свыше 160 месторождений), большинство из которых находятся в фазе падающей добычи. Качество нефтяных запасов компании невелико: месторождения характеризуются высокой степенью истощённости (около 85 %), обводнённости (до 90 %) и повышенным содержанием серы (2 % и выше). Также компания добывает нефть на четырёх лицензионных участках в Ханты-Мансийском автономном округе.

На конец 2009 года доказанные запасы компании по категории 1P составляли 1,3 млрд баррелей (177,4 млн т) нефти, а с учетом вероятных и возможных — 2,1 млрд баррелей (286,5 млн т). На мой взгляд, у ЦСКА сильный титульный спонсор-партнер.

«Рубин» - «Таиф»

Группа компаний «ТАИФ» — крупный российский холдинг, контролирующий 96 % химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана.

Общая численность персонала — свыше 40 тыс. человек. Выручка компании в 2007 году по МСФО составила 192,1 млрд руб. (в том числе от деятельности в сфере химии, нефтехимии и газопереработки — 170 млрд руб.), чистая прибыль — 21,3 млрд руб.

Консолидированная выручка компании за 2009 год, по собственным данным, составила 257 млрд руб., прибыль — 19 млрд руб.

Именно при этом спонсоре, «Рубин» показывает свои лучшие результаты в истории.

«Ростов» - -

У футбольного клуба «Ростов» титульного спонсора нет. Не считая, конечно, технического – бельгийской компании «Patrick». Область активно помогает команде и, надеюсь, без денег она не останется.

«Спартак-Нальчик» - «Синдика»

Не так давно, нальчане обзавелись собственным спонсором – строительной компанией «Синдика». Кстати, в Москве есть рынок этой компании. По большому счету, это примерно тоже самое, если бы спонсором одной из команд был, допустим, несуществующий ныне рынок «Черкизовский».

«Синдика-О» - крупнейший строительный рынок Москвы.

Площадь рынка «Синдика-О» составляет около 60000 кв.м, ассортимент товара представлен более чем 50 тыс. наименований различных товаров - от простых гвоздей до цемента, сухих смесей, пластиковых окон, обоев, оборудования для ванной, металлической сетки для дачи, импортной или отечественной сантехники, всевозможного инструмента...

На рынке «Синдика-О» предлагают свои товары более 1500 фирм.

«Спартак» Москва – «Лукойл»

Нефтяная компания – «Лукойл» является лишь титульным спонсором красно-белых. Не нужно путать понятия. Владелец клуба – бизнесмен и вице-президент «Лукойла» Леонид Федун. Деньги на команду он тратит из своего кармана.

ОАО «Нефтянная компания «Лукойл» вторая после «Газпрома» по объёмам выручки компания в России (по итогам 2008 года, по данным журнала «Эксперт»). До 2007 являлась крупнейшей по объёму добычи нефтяной компанией в России («Роснефть» опередила её после покупки активов «ЮКОСа»). По размеру доказанных запасов углеводородов «ЛУКойл» является второй в мире частной нефтяной компанией после ExxonMobil .

Основные виды деятельности компании — операции по разведке и добыче нефти и природного газа, производство и реализация нефтепродуктов.

«Терек» - «ЗАТО-Банк»

Титульным спонсором «Терека» является банк «ЗАТО-Банк». ЗАО «ЗАТО-Банк» создан в целях совершенствования финансово-экономической системы закрытых административно-территориальных образований ЗАТО) на территории Российской Федерации в части банковского обслуживания счетов по исполнению местных бюджетов, совершенствования расчетно-кассового обслуживания счетов муниципальных учреждений и организаций ЗАТО, обеспечения бесперебойного функционирования предприятий на территории ЗАТО и эффективного использования их временно свободных средств.

Опять же, не будем забывать, что банк – всего лишь титульный спонсор команды.

«Локомотив» - «Российские железные дороги»

РЖД - владелец инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний. ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года. Единственным акционером общества является Российская Федерация. От её имени полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Оно утверждает в должности президента общества, ежегодно формирует совет директоров и утверждает годовые отчёты.

В последнее время, стала появляться информация о том, что президент клуба Ольга Смородская решило поставить команду на частные рельсы, клубом даже заинтересовался бизнесмен Михаил Прохоров.

«Томь» - -

Титульного спонсора у томской команды нет, а партнеров у клуба много. «Роснефть», «Газпромнефть», «Сибур», «Транснефть», «МРСК» и «ИНТЕР РАОЭС». Практически все эти компании стали спонсорами команды по просьбе Владимира Путина. Недаром, на домашнем стадионе «Томи» располагается огромный плакат с изображением премьер-министра.

«Динамо» - ВТБ

ОАО Банк ВТБ — российский коммерческий банк. Второй по величине активов (после Сбербанка) коммерческий банк страны и по размеру уставного капитала. В списке 1000 крупнейших банков мира по капиталу за 2008 год британского журнала The Banker ВТБ занял 70-е место.

После подписания контракта, банк ВТБ стал владельцем 74% акций клуба, а также контролирующим акционером управляющей компании "Динамо". УК реализует крупный девелоперский проект по застройке территории Петровского парка, а также реконструкции стадиона "Динамо" на северо-западе Москвы. Акции клуба перешли ВТБ в счет погашения кредитов. Еще банк выделит более $1,4 млрд на реконструкцию стадиона.

Банк ВТБ не первый год на рынке футбольного спонсорства. Ранее, эта компания была партнером ЦСКА.

«Сатурн» - «Промсвязьбанк»

Промсвязьбанк — российский коммерческий банк, открытое акционерное общество. Является одним из крупнейших банков в России. В рейтингах журнала The Banker Промсвязьбанк занимает 426-е место в списке 1000 крупнейших банков мира и 15-е место среди банков Центральной и Восточной Европы по размеру собственного капитала — 45 млрд рублей.

Ни для кого не секрет, активное участие в жизни команды принимает губернатор Московской области Борис Громов, что не мешает команде иметь титульного спонсора.

«Крылья Советов» - «Ростехнологии»

Самарскому клубу перед началом этого сезона спонсоров подбирал Владимир Путин. ВТБ, «Куйбышевазот» и «Авторадио» - второстепенные партнеры самарцев. Главным же партнером команды, является государственная корпорация «Ростехнологии», созданная в конце 2007 года, для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. Корпорация создается на основе имущественного взноса, осуществляемого Российской Федерацией. Головной же компанией корпорации является государственный экспортер оборонной продукции ФГУП «Рособоронэкспорт». На осень 2009 года, в состав «Ростехнологии» входит 439 предприятий на территории России.

«Сибирь» - «Сибмост»

Компания «Сибмост» занимается проектированием и строительством мостов. Также влияет на жизнь команду мэрия города Новосибирска и администрация Новосибирской области.

«Анжи» - «Дагнефтепродукт»

У махачкалинской команды нет одного основного спонсора. Президентом клуба является Магомед-Султан Магомедов - президент нефтяной компании «Дагнефтепродукт». Клуб содержится на личные средства бизнесмена и, конечно же, денежными средствами помогает область.

«Алания» - -

Даже на сайте владикавказской команды нет никакой информации о спонсорах, что подразумевает бюджетное финансирование.

«Амкар» - -

Титульный спонсор отсутствует. Полным названием команды является «Общественная Организация города Перми Футбольный Клуб "Амкар"». Финансируется компанией "Минеральные удобрения", "Сибур" и местными структурами и бюджетными средствами.

P.S.: Не стоит путать понятие титульного спонсора футбольного клуба с его владельцем.

А что думаете по поводу финансовых отношений в российских клубах вы, болельщики?

*Подписывайтесь на блог*