Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара. Представлены этапы и последовательность коррекционной работы при формировании атикуляционной моторики с применением биоэнергопластики. Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии «биоэнергопластика»

в коррекционной работе учителя-логопеда

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей является решение этих проблем через применение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, повысить мотивацию детей, ускорить процесс усвоения новых знаний.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией, это дети с особыми возможностями здоровья.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и моторной сфере, мы применили в своей практике инновационную технологию – биоэнергопластика.

Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. «Биоэнергопластика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. В коррекционной работе наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. При выполнении артикуляционного упражнения рука, как бы «дублирует» положение языка , нижней челюсти, губ. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику, развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков. Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.

Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:

1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

  • Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту.
  • Составление заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения
  • Подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков. Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

  • Ознакомление со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями, используя артикуляционные сказки. При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки.

3 этап: Основной (октябрь - апрель)

Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

  • Проведение артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики, как статических, так и динамических упражнений

4 этап: Автоматизация умений (октябрь - апрель)

Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

  • Самостоятельное выполнение движений ребёнком, а учитель-логопед сопровождает выполнение упражнений, рассказыванием сказок.

Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Логопед следит за правильным выполнением упражнений. Для разнообразия используем перчаточный, теневой, пальчиковый театры; подбираем или придумываем артикуляционные сказки, разные истории-путешествия сказочных героев. Занятия проводим индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей.

Все полученные знания на коррекционных занятиях, дети закрепляют дома с родителями. С этой целью с семьями воспитанников устанавливаем партнёрские отношения. Для повышения педагогической культуры среди родителей проводим семинары-практикумы, игровые тренинги:

  • знакомство с органами артикуляции;
  • особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков;
  • со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой;

Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.

Список литературы:

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

О йога-данс или биоэнергопластике – интернет-ресурс.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.

Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.


Аннотация: Биоэнергопластика в логопедии — что это такое, особенности использования, примеры логопедических упражнений.

Биоэнергопластика является нестандартном, инновационным методом выполнения артикуляционной гимнастики. Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из задач стоящих перед учителем – логопедом — сохранение, укрепление здоровья детей в процессе коррекции речи.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от ее выполнения. Поэтому я обратилась к нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики .

Что такое биоэнергопластика?

– это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика . Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Суть этого метода состоит в соединении плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Необходимость подключения рук к артикуляционной гимнастике обусловленно тесной взаимосвязью мелкой, общей и артикуляционной моторики. Синхронное движение кистей рук с движениями артикуляционных органов способствует быстрому освоению ребенком правильного положения языка, губ, челюсти, активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом этапе провожу обследование детей, которое включает в себя обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции, проводится общеизвестными, традиционными методами. Данные заношу в речевую карту.

В соответствии с данными подбираю комплекс артикуляционных упражнений.

На втором этапе работы детей знакомлю со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняем сидя перед зеркалом.

На третьем этапе происходит разучивание с ребенком артикуляционных упражнений без использования движений рук.

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом, вместе с ребенком. Данный процесс педагог должен сопровождать движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.

В течение четвертого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение - сидя перед зеркалом. Показываю упражнение и сопровождаю его движениями руки. Ребенок повторяет за мной и использует свою ведущую руку.

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4-6. Короткие стихотворные строки. Этот прием помогает выполнять гимнастику в нормальном темпе и удерживать его.

На пятом этапе выполнение артикуляционных упражнений происходит с сопровождением движений другой руки ребенка и длится 2 недели. Так как дети полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует другую руку. Педагог следит за точным и плавным выполнением движений.

На шестом этапе выполнение артикуляционной гимнастики подкрепляется движениями обеих рук ребенка. Упражнения выполняются в том же положении. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует обе руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений.

На заключительном эта пе педагог рассказывает сказки о Язычке или придуманных героях. В сказке артикуляционные упражнения собраны в комплекс и объединены сюжетом, ребенок слушает название выученных артикуляционных упражнений, и выполняет их в сочетании с движениями обеих кистей рук. На данном этапе возможно выполнение упражнений без опоры на зеркало, так как к этому времени дети освоили артикуляционные упражнения и могут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти.

Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периодов освоения арикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.

В настоящее время я работаю над созданием картотеки и предлагаю вместе провести несколько упражнений Лягушка, Слоник (приложение 1, 2.)

1. Подбирать комплекс артикуляционной гимнастики, который будет включать в себя как статические, так и динамические упражнения.

2. Соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движении.

3. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполнять в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

4. Повторять каждое упражнение от 4 до 7 раз.

5. Использовать счет от 1 до 10 или стихотворные строки. Это помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

6. Гимнастику разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

8. При выполнении артикуляционной гимнастки с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

У вас наверно сложилось мнение о трудоемкости данного метода. Это не совсем так. Применять на практике данный метод может как специалист логопед так и заинтересованный воспитатель. Когда педагог вникнет в суть биоэнергопластики, непосредственно сам освоит приемы, то сможет оценить развивающую, здоровьесберегающую пользу, эмоциональную сторону и даже организационную составляющую артикуляционной гимнастики проводимой на основе предложенного метода.

Согласитесь, во время артикуляционной гимнастики детские руки все время ищут себе занятие, эмоции требуют выхода, а природа ребенка стремится к занимательности, игре. В этом помогает метод биоэнергопластики, объединяющий в себе как элементы игры, так и целенаправленного логопедического воздействия.

Приложение 1

Логопедические упражнения с использованием биоэнергопластики

«ЛЯГУШКА»

Превратили нас в лягушек — Дотянулись мы до ушек. Дотянулись, улыбнулись, А затем домой вернулись.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. а).

На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх(рис. б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Приложение 2

«СЛОНИК»

Вытянул слоненок хобот. Поиграть нам предложил. Губы «хоботком» сложили, Со слоненком подружились.

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание:

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 358 комбинированного вида»

Сообщение для ГМО на тему:

(из опыта работы)

«Использование элементов биоэергопластики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: учитель – логопед БДОУ г. Омска «Детский сад № 358 комбинированного вида» Люличкина Ю. М.

Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика – связанное пластическое движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Также по мнению Ирины Викторовны Курис, «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека, и пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, закрепление связи звуков и букв.

Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются Алла Васильевна Ястребова и Ольга Ивановна Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. Авторы рекомендуют использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. Вся система работы состоит из семи этапов. Длительность каждого этапа зависит от ребёнка. Поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики.

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением мелкой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.

Михайлова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №283
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда"
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства

в детской руке, тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

Важнейшей

проблемой

дошкольного

современном

является

увеличение количества детей с речевой патологией.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем

богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.

Исследования

отечественных

физиологов

(В.М. Бехтерева,

М.М. Кольцовой,

А.А. Леонтьева и др.) подтверждают стимулирующую роль тренировки тонких движений

пальцев с интеллектуальным и речевым развитием ребенка. Центры, отвечающие за речь и

движения

головном

человека

расположены

Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с

подходящего

помогает

наоборот:

сосредоточенно

рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Учителя-логопеды в коррекционной работе с успехом применяют артикуляционную

гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на

развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики

укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными,

сильными,

уверенными.

артикуляционных

упражнений

дифференцировать

движения

участвующих

процессе

образования

звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.

Для того, чтобы интерес детей к ежедневным занятиям гимнастикой не снижался и

эффективность выполнения артикуляционных упражнений не уменьшалась, рекомендую

использовать

биоэнергопластику.

гимнастика

помогает

длительно

удерживать

интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный

эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергопластика

соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кисти рук.

Она включает в себя три базовых понятия:

«био» - человек как биологический объект;

«энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» - плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью,

энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они

пластичны,

помогают

активизировать

естественное

распределение

биоэнергии

организме.

оказывает

благотворное

активизацию

интеллектуальной

деятельности

развивает

координацию

движений

моторику.

отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа

полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание,

мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряженная работа пальцев и кистей рук и

артикуляционного

аппарата.

Движения

имитируют

движения

речевого

аппарата.

Комплекс

упражнений

использованием

биоэнергопластики

способствует

развитию

подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в

усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие

внимания,

мышления,

ориентировки

пространстве;

значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;

развитие

обеспечение

успешному

овладению

обеспечение

успешности

благотворное

воздействие

состояние

физического и психического здоровья;

выстраивание

преемственности

заинтересованных

участников

образовательного пространства в коррекции речи детей.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно

произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку

работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому

многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе,

покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности

построены

нейропсихологические

коррекционно-развивающие

формирующие

программы.

обучения

необходимо

движение.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются

упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя

перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки.

Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.

На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением

рук ребенка. Логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ

движением

Воспитанник

выполнять

одновременно

артикуляционные

упражнения

движения

Постепенно

подключается

выполняет

артикуляционное

упражнение

удерживает

одновременно

движением

имитирует,

повторяет

движение

артикуляционного

аппарата.

Необходимо

ритмичным

выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения.

При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

На последнем, заключительном этапе, ребенок самостоятельно выполняет

артикуляционные упражнения с движениями обеих рук.

Комплекс основных упражнений артикуляционной гимнастики

с применением биоэнергопластики

Статические упражнения

Цель

упражнений:

воспитание

точности,

четкости,

плавности

устойчивости

артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики

активизация

интеллектуальной

деятельности

развитие

произвольного

внимания,

зрительного

слухового

восприятия,

межполушарной

взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

«Бегемотик»

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон»

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении

несколько секунд.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Змея»

Цель: выработать умение

удерживать

узкий язык вне рта.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

«Грибок»

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Динамические упражнения

Цель

упражнений:

формирование

плавного

переключения

артикуляторного

движения

воспитание

точности,

целенаправленности,

плавности движений артикуляторных органов, развитие координации движений кистей и

развитие

произвольного

внимания,

зрительного

слухового

восприятия,

межполушарной

взаимосвязи,

формирование

действовать

словесным инструкциям.

«Блинчик»

Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Качели»

Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

«Чистим

зубки»

Цель: учить выполнять дифференцированные движения языком.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

«Киска сердится»

Цель: выработать умение изменять положение языка, выполнять точные движения.

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!

«Часики»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Индюк»

Цель: выработать умение

производить движения

языком по верхней губе.

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда!

«Маляр»

Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

«Лошадка»

Цель: выработать умение ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку.

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Гармошка»

Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении, тренировать

подъязычную связку.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Перспективность применения метода биоэнергопластики в логопедической

практике обуславливается высокими образовательными возможностями: при совместных

движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и

свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика оказывает

чрезвычайно

благотворное

активизацию

интеллектуальной

деятельности

предпосылки

развитию

координации,

произвольности

поведения,

внимания,

психических

процессов,

необходимых

становления

полноценной учебной деятельности. В результате биоэнергопластических упражнений не

только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Подготовила Михайлова Е.В.

учитель-логопед ГБОУ Школа №283 г.Москвы

Литература

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство

Детство-Пресс», 2011.

2. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

3.Коноваленко

Коноваленко

Артикуляционная,

гимнастика

4.Лозбякова

правильно

говорить

логопедов,

воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015.

5.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2007.

Анастасия Трубицина
Биоэнергопластика в логопедической работе

Использование биоэнергопластики в логопедической работе .

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности. Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика .

Биоэнергопластика («био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме . Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Биоэнергопластика :

оптимизирует психологическую базу речи;

улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;

способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика) . Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама ) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап – заключительный.

Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики .

1. «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем :

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

2. «Лягушки»

Подражаем мы лягушкам :

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

3. «Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

12. «Лошадка»

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Публикации по теме:

Использование новых технологий в логопедической работе По данным З. А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в «строго определенных закономерностях, в которых каждое.

К сожалению, число детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Всё чаще у дошкольников наблюдаются тяжёлые нарушения речи,.

Закрепить, систематизировать материал по какой-либо теме поможет использование в работе лэпбука, самодельной картонной папки с кармашками,.

Использование технологии цветотерапии в логопедической работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад – №25» Выступление из опыта работы: «Использование.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая технология-биоэнергопластика» Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средства стимулирования речевого развития детей дошкольного возраста.